На международном круглом столе в луганском вузе обсудили перспективы правового урегулирования конфликта в Донбассе

В Институте юриспруденции и международного права Луганского национального университета имени Владимира Даля 29 марта состоялся Международный круглый стол «Украина-Донбасс: реалии и перспективы правового урегулирования вооруженного конфликта в свете закона Украины «О реинтеграции Донбасса». Об этом сообщили в вузе.

Специалисты в области международного права, конституционного права, философии и политологии ЛНР, ДНР и Российской Федерации приняли резолюцию, в которой поддержали создание Украинского народного трибунала для привлечения к ответственности президента Украины Петра Порошенко и его сообщников, а также сделали вывод, что принятием закона «О реинтеграции Донбасса» украинская власть ставит крест на мирном урегулировании ситуации на востоке Украины.

– Закон Украины «О реинтеграции Донбасса» является деструктивным, враждебным и разрушительным, также он противоречит Минским соглашениям, реализация которых – единственный путь достижения мира на Донбассе, – отметила, открывая круглый стол, директор Института юриспруденции и международного права ЛНУ имени Даля, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины Лидия Лазор.

По мнению доцента кафедры международно-правовых дисциплин Института юриспруденции и международного права Юрия Медведева, принятие закона свидетельствует о неисполнении Минских договорённостей, однако данный закон не может служить основанием для отказа от «Минска-2».

Как подчеркнул доцент кафедры политологии и международных отношений Далевского университета Александр Проценко, этот документ принят исключительно для формирования определения России агрессором.

– Данное определение на международном уровне не признаётся, и таким образом украинская власть желает снять с себя ответственность за преступления, которые происходят на Донбассе, – уточнил Александр Проценко.

Углубленный правовой анализ правового акта, принятого украинским парламентом, сделала профессор кафедры правоведения Далевского университета Ирина Шамшина в своём докладе «Закон Украины «О реинтеграции Донбасса» как признание Украиной преступлений против своих граждан».

Она указала, что в закон внесены изменения, которые позволяют привлекать ВСУ к осуществлению мероприятий с применением оружия и боевой техники в мирное время – это сделано с целью легализации уже существующего незаконного использования ВСУ против жителей Донбасса.

Однако задним число невозможно узаконить преступления, которые уже совершены: авиационные бомбардировки и обстрелы из тяжёлого вооружения городов, школ, больниц, жилых домов, гибель и увечья мирных жителей, в том числе детей. Таким образом, Петром Порошенко совершены деяния, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями 27, 437, 426-1, 364 Уголовного кодекса Украины.

В работе круглого стола в заочном формате принимали участие представители Донецкой Народной Республики и Российской Федерации: заведующий кафедрой теории права и гражданско-правовых дисциплин Костромского государственного университета, доктор юридических наук Владислав Владимирович Груздев; директор Рубцовского института (филиала) Алтайского государственного университета Евгения Анатольевна Жданова; заведующий кафедрой теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики доктор юридических наук Андрей Юрьевич Мордовцев; заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного права ВГУЭС (Владивосток), доктор политических наук Алексей Юрьевич Мамычев; проректор по научной работе и международным связям ДЮА Анатолий Константинович Поправко.

В заключение участники международного кругло стола сделали вывод о возможных последствиях принятия Закона Украины «О реинтеграции Донбасса» и зачитали резолюцию, в которой обозначили свои рекомендации и сделали вывод, что украинская власть еще раз показала, что не заинтересована в восстановлении мира в стране.

В резолюции, в частности, сказано:

Правящий режим Украины попытался придать законность своим действиям, приняв Закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» (Закон о так называемой «реинтеграции» Донбасса). Но этот Закон не освобождает президента Украины и его помощников от ответственности, так как преступления совершались ими до его принятия.

Так, президентом Украины в течение длительного времени без каких-либо законных оснований использовались Вооруженные Силы Украины против населения Донбасса. Этими действиями нарушались:

  • статья 17 Конституции Украины, которая гласит, что Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан;
  • Закон Украины «О борьбе с терроризмом», который позволяет использовать ВСУ для борьбы с терроризмом, но четко описывает рамки этого использования (статья 5). Обстрелы гражданских объектов и убийство мирного населения в эти рамки не укладываются;
  • статья 1-1 Закона Украины «О Вооруженных Силах Украины», которая предусматривает право на применение оружия и боевой техники в мирное время, в том числе для борьбы с терроризмом, но строго ограничивает пределы такого применения.

В настоящее время Законом Украины «О реинтеграции Донбасса» в Закон «О Вооруженных силах Украины» внесены изменения, позволяющие привлекать ВСУ в мирное время к осуществлению мероприятий, предусмотренных Законом Украины «О реинтеграции», с применением и использованием оружия и боевой техники.

Эти изменения направлены на легализацию уже существующего незаконного использования Вооруженных Сил Украины против жителей Донбасса.

В этих же целях в Законе о реинтеграции Верховная Рада Украины ввела понятие «вооруженной агрессия» и одобрила «решение» президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других формирований, принимающееся в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 106 Конституции Украины, для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях и обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» (часть 2 статьи 11).

Но это одобрение не имеет обратной силы и не может узаконить всех преступлений, которые уже совершены возглавляемыми Петром Порошенко Вооруженными Силами: авиационные бомбардировки и обстрелы из тяжёлого вооружения городов, школ, больниц, жилых домов, гибель и увечья мирных жителей, в том числе детей.

Таким образом, Петром Порошенко совершены деяния, содержащие признаки преступлений, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Украины, а именно:

  • частью 3 статьи 27,Частью 2 статьи 115: организация умышленного убийства двух или более лиц, в том числе малолетних, совершенное способом, опасным для жизни многих лиц (наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы);
  • частью 3 статьи 27, частью 2 статьи 121: организация умышленного тяжкого телесного повреждения, совершенного группой лиц, или по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости, или повлекшее за собой смерть потерпевшего (наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет);
  • статьей 437: планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны либо военного конфликта (наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет); ведение агрессивной войны или агрессивных военных действий (наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет);
  • частью 3 статьи 426-1: превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение действий, явно выходящих за пределы предоставленных этому лицу прав или полномочий, если они повлекли тяжкие последствия (наказываются лишением свободы на срок от пяти до девяти лет);
  • частью 2 статьи 364: злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленно, с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или другого физического или юридического лица, использование служебного положения вопреки интересам службы, если оно нанесло существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц и повлекло тяжкие последствия (наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан).

Проведя общественное обсуждение и сделав выводы о возможных последствиях принятия Закона Украины «О реинтеграции Донбасса», участники круглого стола рекомендуют:

  • поддержать создание Украинского народного трибунала для привлечения к ответственности президента Украины Петра Порошенко и его сообщников;
  • обеспечить укрепление дальнейшей взаимосвязи науки и практики в сфере правового регулирования, постоянно проводить научные мероприятия (круглые столы, и конференции);
  • осуществлять разъяснительную работу, вести правовую пропаганду среди населения;
  • способствовать развитию международного права в части совершенствования понятийного аппарата, юридических классификаций и категорий;
  • создать необходимые предпосылки для формирования теоретико-правовой базы, раскрывающей преступную сущность киевского режима;
  • способствовать созданию условий для привлечения киевских военных преступников к ответственности, с соблюдением принципа неотвратимости наказания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.