Российский дирижёр Константин Барков: я считаю приезд в ЛНР почётной обязанностью

Художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого симфонического оркестра, лауреат международных конкурсов Константин Барков, который приехал в Луганск на закрытие концертного сезона в Луганской академической филармонии, поделился с корреспондентом МИА «Исток» своими впечатлениями, эмоциями и подробностями работы с луганскими музыкантами.

– Что Вас подтолкнуло приехать в Луганск?

– Я познакомился с луганским оркестром очень просто: в прошлом году, в октябре месяце, ваш оркестр приезжал с концертным туром в Россию и я присутствовал на концерте в Липецке, потому что являюсь главным дирижёром Липецкого симфонического оркестра. Так я познакомился с вашим дирижёром, мы с ним расстались с надеждой, что когда-нибудь снова встретимся. Представители московской филармонии помогли мне организовать поездку в Луганск и я с удовольствием согласился, потому что считаю это большой почётной обязанностью. Это честь приехать сюда любому дирижёру и играть с такими музыкантами, тем более в тех условиях, в которых сейчас находится ваше республика. Я чувствую себя здесь просто замечательно, потому что очень тёплый и хороший приём. Все музыканты очень отзывчивые и высокопрофессиональные.

– Ранее Вы приезжали в Луганск или это Ваш первый визит?

– Нет. Раньше я был на Украине, но только в таких городах как – Киев, Львов, Жашков, Умань, Бердичев – такая география у меня была когда-то. Но это были поездки к моим друзьям или по работе, непосредственно с какими-то оркестрами, с которым мне приходилось работать. А в Луганске я в первый раз.

– Как на Ваш взгляд развивается культура в ЛНР?

– Очень важно, что после боевых действий у вас всё осталось на месте и всё работает. Это уже определенное развитие и шаг вперёд. И если посмотреть на филармонию снаружи, то понимаешь, что здесь очень много коллективов помимо симфонического оркестра и судя по афишам и новостям, видишь, что с культурой у вас всё хорошо. На том уровне, на котором вы сейчас находитесь, по-моему мнению, вам нужна какая-то техническая поддержка, помощь, какое-то вливание свежей энергии: приезд новых солистов, дирижёров, чтобы люди не сидели на одном месте, а общались с ними и делали для себя всевозможные пометки, набирались опыта. На одном из недавних концертов я сказал, что за рубежом у меня есть выходы в определённые страны и, возможно, мы встретимся там с оркестром Луганска.

– Как Вам работается с оркестром нашей филармонии?

– Честно говоря, очень хорошо, потому что нет каких-то внутренних подножек и каких-то закулисных игр, как это бывает во многих оркестрах. Здесь все искренние. Мы не только репетируем с музыкантами, но и общаемся в неформальной обстановке. Я вижу как тепло они приняли нового дирижёра, который совсем недавно приехал из Ростова с красным дипломом и стал за пульт.

– Каким опытом Вы поделитесь с новым дирижёром?  Может быть Вы ему раскроете какие-то свои профессиональные тайны? 

– Всё может быть. Но один из опытов, который я передам, это то, что на следующий сезон я предлагаю ему поделиться своим оркестром и я приглашу вашего дирижёра в Россию, к тому же я дам ему возможность выбрать любую программу. Думаю, что опыт работы с другим оркестром это и является, скажем так, той возможностью развиваться дальше.

– Какие советы Вы даёте музыкантам луганской филармонии?

– В плане того, что касается моей работы, то в каких-то моментах всё, чего я от них добиваюсь, все замечания я преподношу им в устной форме. В нашей работе главное не испугать друг друга, потому что мы работаем вместе в первый раз. Когда приезжаешь к новому оркестру и эти флюиды, которые есть между музыкантами и дирижёром, наполняются способностью и, скажем так, пониманием, и это уже большой плюс. Я бы хотел им предложить привезти в Россию какую-то другую программу. Может быть, это будет какой-то концерт симфоджаза. Нужно привезти такой концерт, который будет больше всего интересен публике.

– С какими оркестрами Вы сотрудничали раньше?

– У меня большой и богатый опыт работы с мировыми оркестрами. Начинал я как тромбонист в составе Саратовского симфонического оркестра, а параллельно я работал в Саратовском цирке как музыкантом, так и дирижёром. Позже я начал работать с оркестрами Саратова, Курска, Брянска, Тамбова и таких стран как Франция, Голландия, Бельгия, Швеция, Финляндия, Португалия и многие другие. Потом я поступил в аспирантуру в Казани и меня пригласили на должность главного дирижёра Липецкого оркестра. Я играл там десять лет. За это время мы покатались по многим странам мира: Китай, Франция, Испания. Начиная с 2010 года я занимал должность ещё и художественного руководителя. Сейчас у меня есть связи со всеми городами, в которых я работал. Меня и до сих пор приглашают сотрудничать и приезжать с какими-то своими программами.

– Как Вы решили прийти в музыку и стать дирижёром?

– В саму музыку меня решила привести мама. Сначала я учился в маленьком городе в Самарской области, а потом она мне подала руку помощи для того, чтобы я поступил в музыкальное училище. В Самаре я проучился четыре года, а потом это всё закрутилось. Мне очень нравилось заниматься музыкой и я уже со второго курса начал работать в оркестре, играя на тромбоне. Позже я начал реализовывать себя сам, потому что если сидишь на одном месте, то это не интересно и хочется двигаться дальше. Был в моей жизни такой период, когда я занимался только военной музыкой, ездил по разным конкурсам с военными оркестрами. А когда поступил уже в Саратов на аспирантуру, моё поле деятельности было ещё, так сказать, не паханным. Я всегда не только учился, но параллельно ещё и работал в Саратовском цирке и филармонии, также успевал играть в других оркестрах. Всё это было. И когда стала потребность развиваться дальше, я долгое время жил на колёсах, потому что были постоянные гастроли и переезды, но это было интересно. В общем-то, я выбрал ту профессию, любовь к которой мне изначально привила моя мама. До сих пор я работаю с огромным удовольствием и буду так работать ещё много лет.

– Какие были Ваши первые шаги на сцену?

– В качестве артиста я начинал с джазового оркестра, ещё когда учился в музыкальном училище. Со второго курса я играл в этом оркестре и это была своего рода какая-то самодеятельность, но мы катались по разным городам: мы летали в Ереван, Ригу, мы плавали на теплоходе в Волгоград. Также это были сольные концерты, где я выступал солистом и выходил на авансцену, играл на тромбоне. Для меня это было очень почётно. Что касается дирижирования, то мои первые шаги были в цирке, где я вставал за пульт. Потом меня попросили работать непосредственно в качестве дирижёра. Это был совершенно другой уровень. Там я уже реализовывал себе только в одном русле, а дальше я начал связывать работу дирижёра с администраторской должностью. Всё взваливал на свои плечи, потому что мне не нужны были помощники, кроме музыкантов, которые со мной играли.

– Планируете ли Вы ещё приехать в ЛНР?

– Обязательно. Мы договорились об этом с представителями филармонии и я обязательно здесь ещё появлюсь, потому что ваш оркестр к нам ещё приедет. Также я буду пробовать говорить с московской филармонией, чтобы они организовали ещё гастроли луганского оркестра. Поэтому, я надеюсь, что мы увидимся не только здесь, но и в других местах.

– Что Вы пожелаете жителям ЛНР?

– Жителям Республики я хочу пожелать, в первую очередь, мира, потому что то, что вы пережили, не дай бог никому пережить. Также пожелаю оставаться такими же добрыми, потому что в такой обстановке быть злыми люди просто не могут. У меня от этого визита останутся только самые положительные эмоции. Подрастающему поколению я хочу сказать, чтобы они смотрели и гордились теми людьми, которые живут здесь. Я чувствую себя здесь, как дома, и поэтому мне хотелось бы, чтобы дружба между нами с каждым днём только крепла и была вне политики, потому что музыка она всегда вне политики.

© miaistok.su, Екатерина Евсеенко 
Фото: Евгений Ценценатов

Категории
Теги

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.