Заводы Луганска: от истории к современности

Сегодня Луганская Народная Республика – край индустриальный, угля и металла, машиностроения, сельскохозяйственного производства, выращивания зерновых культур. Большая часть населения проживает в городах, возникновение которых связано со строительством промышленных гигантов.

Так какая же судьба градообразующих предприятий Луганска. Путь к вершине, закат или стабильное производство?

В 1795 году у селения Каменный брод началось строительство литейного завода, получившего название «Екатеринославский», а с 1797 года – «Луганский». Строительство было поручено шотландцу Карлу Гаскойну и продолжалось почти 10 лет. 4 октября 1800 года первая домна в Российской империи, которая находилась на этом заводе, выдала чугун.

Во время Отечественной войны 1812 года завод был основным поставщиком пушек и боеприпасов для русской армии. Во время Крымской войны, в 1855 году, в Севастополь было отправлено около 300 тысяч пудов ядер.

20 июня 1887 года царским указом Луганский завод в связи с сокращением производства и нерентабельностью был закрыт. 8 лет не хватило предприятию до своего 100-летнего юбилея. Но уже 18 мая 1895 года в цехах бывшего чугунолитейного завода открыли казенный патронный завод.

Настоящий расцвет предприятие переживало во времена так называемого застоя. На заводе работали 18 тысяч человек, обеспечивая страну токарными и фрезерными станками, запчастями для тракторов, мебелью, хрустальными люстрами, печатными машинками «Ятрань», всего не перечислишь. Коллективу было чем гордиться: в свое время 10 медалей ВДНХ получили за создание новых механизмов.

В августе 1991 года остро встал вопрос о чеканке собственной монеты. Параллельно был объявлен конкурс, в котором приняли участие: Сумское ПО «Электрон», Киевский завод «Алмаз», Шосткинский и два Луганских производственных объединения «Донец» и Луганский станкостроительный завод. Победителем стало ПО «Станкостроительный завод».

Уже осенью 1992 года на Луганском заводе были выпущены первые украинские монеты.

В 1997 году монетное производство было переведено в Киев, но до 2000 года действовал участок, на котором делали заготовки для монет. До сих пор примерно каждая третья украинская монета, которая сейчас находится в обороте, сделана в Луганске.

В 1998 году было возбуждено дело о банкротстве ГППО «Луганский станкостроительный завод».

Вскоре производственные мощности завода разделили на три предприятия, два из которых стали выпускать боеприпасы: ГП «Луганский патрон», которому достались мощности по производству патронов для огнестрельного оружия, а также ЧАО «Луганский патронный завод», к которому перешли активы по выпуску спортивно-охотничьих патронов. За ГППО «Луганский станкостроительный завод» остались лишь активы, которые позволяли производить различные промышленные агрегаты.

В 2009 году Хозяйственный суд Киева вынес решение о банкротстве ГППО «Луганский станкостроительный завод», которого на тот момент фактически уже не существовало.

От мастерских к градообразующему предприятию – ЗАО «Луганский машиностроительный завод имени А. Я. Пархоменко»

1 декабря 1874 года открылась железнодорожная ветка Луганск-Дебальцево, в 1876 году начали работать железнодорожные мастерские, а в 1897 году построена ветка Луганск-Миллерово, соединившая город с Азовской железной дорогой.

Железнодорожные мастерские позволяли осуществлять капитальный, средний и мелкий ремонт подвижного состава. Они представляли собой крупное предприятие, оснащенное необходимым оборудованием. Уже в 1880 году было отремонтировано 23 паровоза, а в 1889 году – 583.

В 1927 году железнодорожные мастерские были переименованы в Луганский вагоноремонтный завод, на базе которого после реконструкции был создан завод горного оборудования, освоивший выпуск различных механизмов для шахт.

В октябре 1941 года основное оборудование и большая часть рабочих были эвакуированы в Караганду, но завод продолжал работать: выполнялись заказы фронта и действующих шахт.

В июле 1942 года завод был окончательно эвакуирован. В новых условиях предприятие выпускало мины, тракторные и автомобильные прицепы для перевозки боеприпасов, установки для забивки свай при наведении мостов на базе автомобиля «ЗИС».

14 февраля 1943 года Ворошиловград был освобожден. Во всем городе, в том числе и на руинах завода имени Пархоменко проходили митинги. На следующий день начались строительные работы, люди не жалея сил восстанавливали предприятие, работали по 16 часов в сутки.

Уже в июле 1943 года шахты в освобожденных районах Донбасса получили первую продукцию.

В 1950-х годах предприятие освоило более 100 видов новых и модернизированных углеобогатительных машин, которые превосходили зарубежные аналоги.

Одно из старейших предприятий бывшего СССР «Луганский машиностроительный завод имени А. Я. Пархоменко» до начала военных действий 2014 года специализировался на горно-обогатительном оборудовании: компрессорные установки, редукторы, электромагниты, запасные части, оборудование и другое.

Кроме стран СНГ продукция экспортировалась в более чем 30 стран мира (Болгария, Вьетнам, Алжир, Египет, Турция и другие).

Рекорды луганского «Горизонта». Завод горноспасательной техники «Горизонт»

История предприятия началась в 1948 году, когда в Луганске были созданы мастерские для зарядки пенных огнетушителей, используемых военизированными горноспасательными частями Луганской области.

Техническое обслуживание, ремонт горноспасательного оборудования, а затем создание собственной аппаратуры превратило мастерские в завод с современными технологиями.

Через несколько лет завод становится известным в Европе и мире. Более чем в 148 стран мира поставлялась эта продукция. Признание получили респираторы «Луганск -2», «РВЛ-1», самоспасатели СК-4, СК-5, легководолазный аппарат «Украина-2», гидрант-пистолет ГП-3 и другие

С помощью легководолазного аппарата «Украина-2» было установлено 14 мировых рекордов.

До начала военных действий 2014 года ОАО «Завод горноспасательной техники «Горизонт» производил горноспасательную аппаратуру, средства индивидуальной и групповой защиты органов дыхания, аппараты для работы под водой.

©  miaistok.su, Михаил Житный

Категории

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Loading...
  1. Завод отличный аппараты АСВ-2, до сих пор используются на судах в большом количестве. Очень хотелось бы наладить связи и получать запчасти для этих аппаратов. Скажите возможно пройти дистанционно обучение на право обслуживания и проверки дыхательных аппаратов АСВ-2. Оплату гарантируем после предоставления Вами счета/

Comments are closed.