Луганский тепловозостроительный завод: мировые рекорды и пятилетка за четыре года

Самой распространённой профессией нашего края в советское время была строитель локомотивов. Для многих жителей Луганска она являлась потомственной, жизнь многих луганчан была связана с тепловозостроительным заводом и в этом году исполняется 120 лет со дня его основания.

История Луганского тепловозостроительного завода началась в 1896 году, когда немецкий промышленник Густав Гартман перевёз в Луганск из Хемница оборудование своего паровозостроительного завода. Было создано «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана». Через три года завод на берегу Лугани стал самым мощным в Российской империи. Предприятие было рассчитано на выпуск 20 паровозов в месяц, а Путиловский и Брянский заводы выпускали 13-14 единиц.

Благодаря строительству предприятия начался рост населения города. В 1904 году в нём проживало 34 тысячи человек, а в 1897 году численность населения составляла 20 тысяч.

Первый луганский паровоз вышел из ворот предприятия 29 мая 1900 года. Локомотив серии «ОД» имел мощность всего 560 лошадиных сил. Далее выпускались такие марки: грузовые «ОВ» (овечка), «Э», пассажирские «С» и «Б».

Гражданская война, голод и послевоенная разруха не уничтожили это промышленное предприятие. В 1927 правительство СССР приняло решение о генеральной реконструкции завода, а вскоре было создано управление по строительству завода – «Луганстрой», на строительных площадках которого побывали Климент Ворошилов и Григорий Орджоникидзе.

В 1929 году на заводе родился лозунг, который подхватила вся страна: «Пятилетку – в четыре года!». Из Луганска в Москву ушёл тогда «Красный угольный эшелон». Горняки погрузили в него уголь, добытый сверх нормы, рабочие, тоже сверх плана – отремонтированные вагоны, а паровозостроители – новенький локомотив.

3000

В ноябре 1933 года реконструированный завод вступил в строй. Территория его увеличилась почти в четыре раза, станочный парк – в 3 раза. В это же время начался выпуск локомотива серии «ФД» (Феликс Дзержинский). На Всемирной выставке в Париже в 1938 году этот локомотив получил золотую медаль.

В годы Великой Отечественной войны паровозостроительный завод был полностью разрушен. Сразу после освобождения города, буквально на следующий, день начались восстановительные работы, что позволило в октябре 1945 года выпустить первый послевоенный паровоз «СО» (Сергей Орджоникидзе).

0_6f279_9cf7d883_XL

За выполнение заданий по восстановлению предприятия и организацию выпуска паровозов для народного хозяйства 7 июня 1947 года завод был награждён орденом Ленина, а 200 лучших работников получили правительственные награды.

Весной 1956 года на Луганском паровозостроительном заводе был построен первый тепловоз ТЭ-3. Это была машина мощностью две тысячи лошадиных сил.  Затем создавались более мощные локомотивы – тепловоз 2ТЭ-10 Л мощностью три тысячи лошадиных сил, тепловоз М-62, ТЭ-109 и ТЭ-116.

За успешное выполнение заданий восьмой пятилетки, за создание новых тепловозов, 22 января 1971 года завод был удостоен второй награды – Ордена Октябрьской Революции. Медалями и орденами были награждены 300 рабочих, инженеров и служащих предприятия.

Параллельно с созданием новых тепловозов проводилась исследовательская  работа по использованию на тепловозах сжиженного природного газа  (2ТЭ-10Г и 2ТЭ-116Г).

В конце 1970-х годов были построены новые цеха, что позволило выпускать 120-130 тепловозов в месяц. Кстати, это являлось мировым рекордом. Продукция поставлялась в Болгарию, Венгрию, Польшу, Индию, Сирию, Египет и другие страны.

После распада СССР завод находился на грани остановки, но несмотря на тяжёлые условия завод выпускал трамваи ЛТ-10 и ЛТ-5, дизель-поезда ДПЛ-1, электропоезда ЭПЛ 2Т, ЭПЛ 9 Т , модернизировал устаревшие тепловозы.

475400

С началом боевых действий 2014 года на территорию завода попало около 160 снарядов, однако рабочему коллективу удалось восстановить и запустить предприятие.

На сегодняшний день, по сообщениям пресс-службы предприятия, имеется заказ от концерна «Трансмашхолдинг» на изготовление 50 наименований продукции.

Хочется надеяться, что в скором будущем оживет завод, поступят заказы и о предприятии узнает весь мир.

© miaistok.su, Михаил Житный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Comments are closed.