Заросшая травой взлётно-посадочная полоса, опустевшие здания, руины, заросшие густой зеленью – таким можно увидеть Луганский ВВАУШ, который выпустил множество летчиков и был гордостью Советского Союза. О славном прошлом говорит только название «городок ВВАУШ» и больше ничего.
Какова же история создания знаменитого авиационного училища?
Биография школы пилотов, в которой учились будущие асы, начинается в Луганске в 1930 году. Её первыми учениками становятся бывшие шахтеры, металлурги и строители. Днём они учатся на свежем воздухе, а вечером строят авиагородок, сажают тополя и цветы.
В сентябре 1931 года состоялся первый выпуск 130 лётчиков, а уже в 1932 году в школе было 124 самолета, что равнялось четырём эскадрильям.
16 января 1934 года 11-й школе пилотов было дано название: имени Пролетариата Донбасса. К маю 1936 года в ней находились различные модели самолётов и комплекс технических служб. К этому времени школа насчитывала 155 единиц летательных аппаратов.
В годы Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в город Уральск (Казахстан).
Весной 1946 года школу вернули в город Луганск.
В 1947 году школа стала называться Ворошиловградской военной школой лётчиков. Срок обучения в школе составлял три года. В августе 1950 года состоялся первый послевоенный выпуск молодых лётчиков.
В 1966 году маршалом авиации Константином Вершининым принято решение о создании в СССР еще одного штурманского училища. Так как единственное на весь СССР училище было довольно далеко – в Челябинске, то руководство военно-воздушных сил выбрало УССР, а именно город Луганск.
9 сентября 1966 года является официальной датой создания ЛВВАУШ. Из Челябинска в Луганск прибыли офицеры-преподаватели. А в 1969-1971 годах из стен училища выходили специалисты штурманы-техники.
В этом же 1969 году преподавательский состав училища обратился в Луганский обком КПСС с просьбой о присвоении ЛВВАУШ, имени «Пролетариата Донбасса».
С 1971 года обучение в училище осуществлялось по четырем направлениям: военно-транспортная авиация, морская ракетоносная авиация, противолодочная авиация и ОБУ – офицер боевого управления.
В то время частыми гостями училища были советские космонавты. Здесь побывали Герман Титов, Павел Попович, Георгий Шонин, Борис Волынов.
После объявления Украиной независимости началось сокращение училища, а в октябре 1993 года Луганское ВВАУШ имени Пролетариата Донбасса было отдано Харьковскому институту военно-воздушных сил как филиал. Последний выпуск курсантов ЛВВАУШ состоялся в 1996 году и в конце этого года на базе училища была создана 205-я авиационная бригада, которая через два года прекратила существование.

Училище дало путёвку в небо 187 Героям Советского Союза и восьми – дважды героям. Его окончили легендарный капитан Николай Гастелло, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Александр Молодчий – ас, который в начале войны летал бомбить Берлин, лётчик Владимир Бобров – герой Мадрида, сбивший в испанском небе семнадцать фашистских самолетов, а в Великую Отечественную — еще тридцать, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир космического корабля «Союз-3» Георгий Береговой.
Уже 20 лет не слышен гул авиации, не видно из окон высоток самолетов, заходящих на посадку, не видно красивой формы курсантов и офицеров. Взлетно-посадочная полоса теперь – это просто бетонная полоса, где автолюбители до начала боевых действий 2014 года учились водить машины и устраивали гонки.
© miaistok.su, Михаил Житный
Comments are closed.