Ровно 103 года назад 28 марта 1912 родилась Марина Раскова — советская лётчица-штурман, майор, Герой Советского Союза. Она одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, которая участвовала в установлении нескольких мировых авиационных рекордов дальности.
Никто при виде Марины не мог себе даже представить, что эта хрупкая девушка на самом деле уполномоченный особого отдела НКВД. Человек, который сформировал особую женскую бомбардировочную авиагруппу. Их боялись враги во времена Второй мировой, а появление в небе сеяло страх среди немцев. Лётчиц прозвали Ночные ведьмы.
— Ни в детстве, ни в юношеские годы я даже не помышляла об авиации. Мои родители мечтали воспитать из меня музыканта, а я сама готовилась быть артисткой, оперной певицей, но только не лётчицей, — рассказывала девушка в своей книге «Записки штурмана». — Но я стала лётчицей, хотя никаких «видимых» предпосылок для этого не было. Только в нашей стране молодёжь имеет возможность проявить и развивать свои способности в любой отрасли.
Жизнь преподносила Марине много неприятных сюрпризов. После смерти отца она осталась с матерью и братом в тяжелое революционное время. Девушка в 17 лет вынуждена была пойти работать. Сначала это был Бутырский химический завод, потом аэронавигационная лаборатория Военно-Воздушной академии РККА имени Жуковского. Здесь Марина поняла, что хочет знать больше об авиации.
Она начала читать десятки книг о лётном деле и сопутствующим дисциплинам. У неё появилась цель – сдать экзамены и стать штурманом. Днями и ночами девушка изучала неизвестные ей ранее аэронавигационные приборы и литературу. Цель была достигнута! Так в истории российской военной авиации появилась первая женщина-штурман.
В 22 года Раскова была преподавателем штурманского дела, но больше всего она мечтала научиться летать на самолёте. Мечтам суждено сбываться! Сам начальник академии, где она обучала штурманов, помог ей поступить в школу пилотов в Центральном аэроклубе в Тушино.
Девушке было не сладко: недоверие со стороны мужского пола, сотни полётов с инструкторами, тяжёлые задания, которые порой даже мужчинам не по плечу, до полуночи чистка деталей и уборка самолёта и вдруг — свершилось: первый самостоятельный полёт.
— Трудно передать ощущение, которое я испытывала, прежде чем успела дать газ, при мысли, что впервые буду одна в воздухе, — вспоминала лётчица. — Но вот стартер взмахнул белым флажком, я совершенно автоматически дала газ. Машина побежала, увеличивая скорость и стала набирать высоту. Я сделала разворот, самое трудное осталось позади. Хорошо!
С тех пор небо стало вторым родным домом для молодой лётчицы. Сотни раз она поднимала в воздух железных птиц, с лёгкостью паря под облаками и ставя новые лётные рекорды.
— Вскоре я научилась самостоятельно делать змейки, спирали, «восьмёрки», скольжение на крыло, срывы в штопор, боевые развороты, петли, — вспоминала Марина. — Так я стала лётчиком. Передо мной открылись новые необъятные горизонты.
В Москве проходили известные во всем мире воздушные первомайские парады. В день международного пролетарского праздника город наполнялся гулом самолётов, и ровно в 12 дня они пролетали над Красной площадью, демонстрируя силу и мощь советской авиации. Марина Раскова не раз принимала участие в этих парадах.
— Ревут моторы — мы над Москвой! Красная площадь. В груди становится тесно. Восторг и радость рвутся наружу, хочется кричать, петь, — писала в своей книге лётчица.
Ею гордились, о ней писали, ей подражали и, несомненно, ценили и уважали. Но главный подвиг был ещё впереди.
В 1938 году на самолете АНТ-37 «Родина» Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко совершили беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток. Девушки установили женский мировой авиационный рекорд дальности. Их самолёт преодолел по прямой 6450 километров.
После 26 часов непрерывного полёта, девушек ждала неожиданная посадка. Самолёту не хватило топлива и он упал в таёжных лесах Дальнего Востока.
Марина прыгнула ночью с парашютом в лес. Провизии мало, боевые подруги были где-то далеко, и девушка даже не догадывалась, живы ли они вообще. Десять дней Раскова боролось с холодом и голодом, отбивалась от диких зверей, пробираясь к поселению людей.
— Слышу треск сучьев недалеко от себя. Останавливаюсь. Неизвестный гражданин тоже решил послушать и остановился. Наступает тишина. И вот, метрах в 15 от меня, в кустарниках поднимается медведь, взлохмаченный, чёрный. Снимаю «Вальтер» с предохранителя, со взведённым курком готовлюсь к выстрелу. Собравшись немного с духом, стреляю не глядя. А сама бросаюсь в строну. Оглядываюсь: бедный мишка, переваливаясь с боку на бок на своих четырёх лапах, улепётывает от меня во всю прыть, — вспоминает девушка. — Я продолжаю бежать в противоположную сторону. Наконец забралась на самую высокую сопку. Сюда ленивые медведи не доберутся!
Марина выбралась из тайги. Лётчица в очередной раз доказала, что достойна быть примером для подражания миллионам людей. После, она оказалась в больнице, где и написала свою книгу «Записки штурмана».
— Ваша отвага, хладнокровие и высокое лётное мастерство, проявленное в труднейших условиях пути и посадки, вызывают восхищение всего советского народа. Гордимся вами и от всей души жмём ваши руки, — писал Сталин и Молотов личное письмо отважным девушкам-лётчицам.
На этом не закончились подвиги и свершения Марины Расковой. Во время Второй мировой войны она организовала женскую лётную эскадрилью «ночных ведьм». Это были девушки со всего Советского союза, которые вели борьбу в небе с фашистским врагом, пришедшим на родную землю.
Раскова была командиром 587-го бомбардировочного авиаполка и выполнила множество боевых заданий. У неё оставалась одна мечта — увидеть победу, но в этот раз желанию сбыться было не суждено. Её самолёт в тяжелых метеоусловиях, пробираясь к месту дислокации эскадрильи, разбился вблизи города Саратов в январе 1943 года.
Прах легенды советской авиации покоится у Кремлёвской стены на главной площади страны.
Данная статья – часть цикла материалов «Незабытые легенды прошлого».
© miaistok.su, Иванна Иволгина
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.