Прорыв в мировом анимационном искусстве – 109 лет назад в России представили первый отечественный кукольный мультфильм

Прорыв в мировом анимационном искусстве – 109 лет назад в России представили первый отечественный кукольный мультфильм 1

С 8 апреля (26 марта по старому стилю) 1912 года идёт отсчёт истории отечественных мультфильмов. В этот день 109 лет назад состоялась премьера мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Для того времени это был прорыв в мировом анимационном искусстве – зрители, не видевшие прежде ничего подобного, были уверены, что смотрят уникальные натурные съёмки.

Русский режиссёр и оператор Владислав Старевич на самом деле снял пародию на засилье в кинематографе того времени эффектных псевдоисторических сюжетов из аристократической жизни. Фильм был снят способом покадровой съёмки, впервые применённой режиссёром в 1910 году во время работы над созданием познавательного фильма «Битва жуков-рогачей». Кукольная анимация имела огромный успех не только на Родине, но и за рубежом.

Прорыв в мировом анимационном искусстве – 109 лет назад в России представили первый отечественный кукольный мультфильм 2
«Вестник кинематографии» № 30. 1912

Это была сенсация. Зрители увидели на экране любовную драму, разыгранную не людьми, а жуками. Это было удивительно и необычно. Журналисты того времени абсолютно серьёзно писали, что Владиславу Старевичу удалось добиться блестящих успехов в дрессировке насекомых. Это стало неким рекламным трюком, который приманивал людей в кинотеатры. Немой фильм показывали во многих странах, включая США. Но после того как фильм сошёл с экрана, его никто не видел, кроме нескольких архивистов-киноведов.

В 2012 году в Госфильмофонде России отреставрировали мультфильм. Наряду с реставрацией изображения происходящее на экране озвучили закадровым голосом.

– Поскольку я провёл с «Люканидой» не один день, я подозреваю, что, к сожалению почитателей таланта Старевича и вообще истории нашей мультипликации, оригинал фильма по качеству очень отличался от того, что до нас дошло. Опыт говорит о том, что когда мы имеем дело с хорошим негативом того времени, детализация может быть очень высокой. Судя по фильмам Старевича, которые сохранились в близких к оригиналу вариантах, он работал на хорошей аппаратуре, владел светописью, полутонами. Я бы с удовольствием посмотрел «Люканиду» в том виде, в котором её сделал Старевич! Наверное, она где-то существует, – поделился историк кино Николай Маойоров.

© miaistok.su

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.